Ассоциация участников рынка заказных автобусных перевозок Петербурга подготовила обращение президенту РФ Владимиру Путину, в котором называет запуск пассажирского маршрута Петербург-Хельсинки компанией LuxExpress «удушением отечественного рынка международных автоперевозок». Ассоциация просит защитить отечественных перевозчиков от появления монополиста и возможного «обвала рынка международных пассажироперевозок», «выработать собственную экономическую политику в данной сфере, не нарушая интересы отечественных автопредприятий».

Уважаемый Владимир Владимирович!

На сегодняшний день в сфере автотранспортных автомобильных перевозок сложилась странная ситуация, в то время, когда европейские страны пытаются всячески помогать своим перевозчикам, в России происходит обратный процесс. На фоне резкого снижения курса рубля и вследствие чего снижения спроса на международные перевозки на 30% прибыльность автотранспортных компаний уменьшается, а мелких вообще приводит к убыткам и банкротству. 

Вместо того, чтобы заниматься защитой собственного рынка международных пассажироперевозок и поддерживать своих перевозчиков, Минтранс РФ выпускает на местный слабозащищенный рынок крупнейшего в странах Балтии международного перевозчика — Lux Express Group (компанию основал в 1992 году Хуго Осула), которая запустит со 2 июня три рейса в день из Петербурга в Хельсинки и обратно. Время запуска выбрано не случайно — летом спрос на автобусные перевозки в Финляндию достигает годового максимума. Продажа билетов стартует 15 апреля. Автобусы будут отправляться с единственного городского автовокзала на Обводном канале. На прошлой неделе маршрут компании одобрили в  Министерстве транспорта Финляндии, а в начале марта добро дал Минтранс РФ.

Участники рынка отмечают, что с начала этого года впервые за последние 7 лет спрос на поездки в Финляндию резко снизился, что вынуждает отечественных перевозчиков отменять рейсы. Однако, по их мнению, эстонская компания, в отличие от российских, обладает большим запасом финансовой прочности, что позволит ей некоторое время работать в убыток, удерживая низкие цены, чтобы привлекать пассажиров и в итоге занять доминирующее положение на рынке перевозок между РФ и Финляндией, емкость которого оценивается в 785 млн. рублей, или 16 млн евро в год. На  сегодняшний день, единственным перевозчиком, который возит пассажиров регулярными автобусными рейсами с петербургского автовокзала в Хельсинки, Лаппенранту, Турку, — это ОАО «Совавто–Санкт–Петербург». Кроме того, в соседнюю страну возят граждан десятки мелких извозчиков, в парке которых от одного до нескольких микроавтобусов от 14 до 20 посадочных мест.  Ежедневно они отправляются от гостиницы «Октябрьская» на пл. Восстания. Это не регулярные рейсы, а заказные, поэтому они не подпадают под госрегулирование и действие межправительственных соглашений. Петербургские перевозчики удивлены тем, что Минтранс РФ позволил возить пассажиров из Петербурга эстонской компании, хотя многие российские перевозчики долгие годы пытались наладить подобные рейсы, но в Министерстве транспорта Финляндии им препятствовали, ссылаясь, что уже есть рейс «Совавто», а Министерство транспорта РФ  не проявляло в данном вопросе должной заинтересованности. Вызывает удивление и опасение, что в то время, когда страны ЕС пытаются применить экономические и политические санкции против предприятий и граждан РФ, наши собственные руководители играют им на руку. Не только не защищают своих перевозчиков, а своими действиями, умышленно ли или по некомпетентности, что маловероятно, занимаются удушением отечественного рынка международных автоперевозок. Именно сейчас, принимая во внимание сложность политической и экономической ситуации, появилась необходимость в применении защитных мер для собственных автоперевозчиков, чтобы совместными усилиями, в том числе и протекционистскими, не допустить обвала рынка международных пассажироперевозок,  выработать собственную экономическую политику в данной сфере, не нарушая интересы отечественных автопредприятий.