Билеты на все междугородние автобусы и теплоходы теперь должны продаваться только по паспорту.

С сегодняшнего дня ужесточается надзор за обеспечением транспортной безопасности. Федеральный закон об этом 3 февраля подписал президент России Владимир Путин.

Новые меры отразятся на рядовых пассажирах. Внесенные поправки обязывают перевозчиков фиксировать и вносить в единую информационную систему персональные данные всех пассажиров автобусов международного и междугородного сообщения (то есть проезжающих между расположенными на территориях разных субъектов Федерации населенными пунктами). Причем помимо фамилии, имени и отчества, паспортных реквизитов, даты и места рождения, продавцы билетов обязаны вносить в базу данных сведения о гражданстве гражданина и его поле. Также должны собираться персональные данные пассажиров заказных рейсов и при перевозке морским и речным транспортом между расположенными в разных регионах или странах портах. Исключение сделано только для пассажиров, следующих на автобусах или теплоходах из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область (и наоборот), а также для перевозок между Москвой и ее окрестностями.

До сих пор паспорт требовался только при покупке билетов на автобусы, следующие по внесенным в определенный Министерством транспорта РФ список маршрутам. В частности, к «особо опасным» были отнесены рейсы, выполняемые из Москвы и Санкт-Петербурга, городов Московской и Ленинградской области, ряда иных регионов (в том числе из Петрозаводска и Великого Новгорода, Северного Кавказа и других).

С сегодняшнего дня узаконен и досмотр пассажиров всех видов транспорта. Его проведение, а также организация «собеседований», делегируются сотрудникам служб безопасности самих транспортных компаний. «Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке», – отмечается во вступившем в силу федеральном законе.

В то же время объектами транспортной инфраструктуры больше не признают трамвайные пути и контактную сеть. Ведь действующие нормативные требования обязывали обеспечивать постоянную охрану и видеонаблюдение по всему периметру этих объектов, круглосуточное патрулирование и выполнение иных нереалистичных мер.

В правительстве России убеждены, что внесенные изменения «позволят решить вопрос более полного информационного обеспечения транспортной безопасности по маршрутам перевозок, как между каждым субъектом Российской Федерации, так и по всей территории России, и направлены в первую очередь на совершенствование предупреждения актов незаконного вмешательства террористического характера в деятельность транспортного комплекса».